К фрустрации и сублимации по сути ведут одинаковые травмы, но только искусство придаёт этой травме смысл, становясь её оправданием…
Травмы и агрессия среды все равно всегда будут, но вот во что их превратить - это всегда личный выбор.
Как и оставаться внутри и творить актуально или оказаться за пределами актуальности, а значит и не творить во все - это тоже личный выбор.
Личность выбирает будущую версию себя через контроль восприимчивости к воздействию среды, а не наоборот.
И, возможно, великие художники и композиторы/поэты тем и отличались от посредственностей, что были способны отличить то, что вызовет «эффект», от того, что просто бессмысленно и бесполезно ранит, а значит обязано быть вынесено за границы восприятия.
Искусство начинается с избирательной эмпатии и принятия себя, из этой точки нужно расчитывать траекторию перемен и достижений.
В этой формуле всегда будет критика, заложенная в погрешность, потому что созидающих меньше, чем беспомощных созерцателей.
Но критика и даже травля - это лишь часть арифметики травмы.
А смысл всей формулы жизни - рассчитать прогресс, а значит траекторию перемен к лучшему, где самосовершенствование и мимикрия под некий успешный идеал - это по сути совокупность одинаковых методов, но определяющим фактором результата все же является способность осознать и принять себя.
И потому нужно честно определить:
«что ты с собой делаешь? Ты развиваешь своего персонажа в заданных декорациях или просто стандартизируешь? Приглаживаешь, причесываешь, переобуваешь, замолкаешь, гаснешь…. Чтобы что?»
Драгоценный камень хорош сам по себе и требует только огранки, а не превращения в горсть осколков. А значит воспринимать нужно лишь тех, кто ценит, бережёт, заботливо помогает стать ярче, уникальней, вдохновляет и наставляет.
А значит в границы личности должна помещаться лишь сама личность и механизмы усовершенствования, а не сравнения с другими, самоедство, травля, критика, и, как следствие, зависть, уныние и в итоге фрустрация.